Описание дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» — гитара, иочин
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (далее образовательная программа) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 162.
Срок освоения образовательной программы для детей, поступивших в школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения образовательной программы для детей, поступивших в школу в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения образовательной программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год (9 класс при восьмилетнем сроке обучения и 6 класс при пятилетнем сроке обучения).
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса при реализации данной образовательной программы.
Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах (баяне, гитаре) и национальном инструменте народов Бурятии (иочин), позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства;
- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям оркестров народных и национальных инструментов;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Цель образовательной программы — обеспечение выполнения федеральных государственных требований (далее ФГТ).
Содержание образовательной программы определяет общее назначение, цели, задачи, систему условий реализации программы, планируемые результаты, систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, учебный план, график образовательного процесса, программы отдельных учебных предметов, программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности и учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Республики Бурятия, а также способы определения и достижения этих целей и результатов.
Результатом освоения образовательной программы является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на народном или национальном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном или национальном инструменте;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на народном инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном или национальном инструменте;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- навыков импровизации на народном или национальном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или национальном инструменте и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых).
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном или национальном инструменте, а также фортепиано;
- умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- навыков вокального исполнения музыкального текста;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
2.3. Результатом освоения образовательной программы с дополнительным годом обучения, дополнительно к сверх обозначенным, является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного сольного репертуара для народного или национального инструмента;
- знания ансамблевого и оркестрового репертуара для народных или национальных инструментов;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- навыков подбора по слуху.
в области теории и истории музыки:
- первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
Образовательная программа реализует следующие учебные предметы предусмотренные образовательной программой:
Срок обучения 8 лет:
Обязательная часть: специальность (по видам инструментов), ансамбль (по видам инструментов),фортепиано, хоровой класс, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
Вариативная часть:
гитара — хоровой класс;
иочин — ансамбль национальных инструментов;
бурятская музыкальная литература.
Дополнительный год обучения (9 класс):
Обязательная часть: специальность (по видам инструментов), ансамбль (по видам инструментов), сольфеджио, музыкальная литература (зарубежная, отечественная), бурятская музыкальная литература, элементарная теория музыки.
Вариативная часть:
гитара — хоровой класс;
иочин — ансамбль национальных инструментов.
Срок обучения 5 лет:
Обязательная часть: специальность (по видам инструментов), ансамбль (по видам инструментов), фортепиано, хоровой класс, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
Вариативная часть:
гитара — хоровой класс;
иочин — ансамбль национальных инструментов;
бурятская музыкальная литература.
Дополнительный год обучения (6 класс):
Обязательная часть: специальность (по видам инструментов), ансамбль (по видам инструментов),сольфеджио, музыкальная литература (зарубежная, отечественная), бурятская музыкальная литература, элементарная теория музыки.
Вариативная часть:
гитара — хоровой класс;
иочин — ансамбль национальных инструментов.